07
Sep
06

Как я выбирал программу для учета домашних финансов

Понадобилась мне программа для учета своего бюджета. Когда только разнообразные коммунальные платежи достигают совершенно бессовестного количества и тебе отключают домофон за неуплату 28 рублей 50 копеек, когда… В общем в этот самый момент она мне и понадобилась.

Мне было нужно не очень много. Знать сколько и на что тратятся деньги, какие деньги мне предстоит потратить и на что и сколько после этого останется. Задача довольно тривиальная и программу я был готов использовать какую попало, кроме Excel, потому-что эксел некрасивый и двойную запись не поддерживает.

В подборе программ для себя я исхожу из принципа- чем более распространена программа, тем меньше в ней глюков и больше пользователей, готовых дать совет.

я отверг, т.к. это бухгалтерская программа на 100% и данными занимается только историческими. Никакого планирования там нет и быть не может. К тому-же там нужно переделывать план счетов, реализация мультивалютности страшна как смерть, а отчеты только для налоговой. Поэтому откладываем удобнейший станок с ЧПУ, грамотной структурой, отлаженным интерфейсом в сторону и…

ставим себе Домашнюю бухгалтерию.

Пользователей много, все носятся с воплями “Где достать кряк” и т.д., суета, шум, в общем первое впечатление положительное.

В подобных программах нужно понять логику автора, чтобы вести учет в соответствии с тем, как это видел сам автор.

А автор видел вот что…

У программы может быть несколько пользователей, каждый ведет свой учет и прячется за паролем. В момент запуска сразу открывает бооольшое окно, напоминающее о “запланированных” платежах.

Потом открывается собственно окно с вкладками “Счета”, “Расходы” и прочими смешными словами.

Первая вкладка, дающая основную важную информацию- Счета. Остаток на начало, приход-расход и остаток на конец. Обычный “самолетик”, бухгалтеры поймут. Понравилась мысль о том, что счет может быть мультивалютным, называться, скажем, “карман тестя” и содержать 5 рублей и 100 долларов одновременно в полном согласии с кармой автора. Во вкладке можно найти фильтр- полезное дополнение, если хотите узнать эти данные не за весь период, а за месяц или позавчера и только у тестя. Удивляет, однако, что на вкладке есть две подвкладки, одна целиком отдана общей информации безо всяких фильтров, вторая позволяет уже изгаляться по всякому. Причем по-умолчанию во второй вкладке деление по дням. Зачем такие городушки, неизвестно. Достаточно было одной с простым фильтром по-умолчанию… Да и настройки фильтров можно было бы запоминать… Да и ввод диапазона дат можно было бы сделать и поудобнее, а то были ситуации, когда вводишь год, а он сбрасывается на 0 пока мышью не выберешь, блин. Ну ладно…

Вкладка Расходы- тут все довольно логично, все расходы группируются на категории и подкатегории, интерфейс карточки ввода данных удобен. Удивляет, однако, следующее- автор из неизвестных науке соображений ввел параметр “Количество”. Очевидно, людям, покупающим пиво мешками и помнящими только цену одной бутылки, а поутру считающих пустые емкости, этот параметр неоценимо важен, однако мне он не пригодился и раздражал требованием ввести хоть какое-нибудь количество непонятно чего. Параметр Скидка тоже ни к селу ни к городу.

Вкладка “Доходы”- та же фигня, а вот вкладка “Долги” уже что-то новенькое, но глупенькое до изумления. Долги берутся, часто под проценты, а потом их еще и возвращать, да еще и в разных валютах может быть, а еще о них можно напоминать. Вот и все, что знает о “долгах” автор. То, что существуют графики погашения платежей, потребительский кредит, кредитная линия, ипотека, автор не знает, а может знает, но голоса в голове велели ему скрывать это от пользователя. График уже выплаченных платежей посмотреть можно, но он заныкан под отдельной кнопкой “Возврат долга” и больше эта фигня нигде не светится. Т.е. если данные “Счета” и “Расходов” у вас не сходятся, то вы не поймете где деньги без этой кнопки.

Вообще логике автора претит валить все в одну кучу. Т.е. если вы сперли из кармана тестя 100 баксов и положили их в свой, то об этой секретной операции узнать можно, только щелкнув правой кнопкой мыши на названии счета во вкладке “Счет” и выбрав “Историю переноса средств”. Но только на подвкладке “Кратко”. Ибо это воистину так. Посмотреть все в одной куче автор, скрепя сердце, позволяет только в “Отчетах” в убранной с глаз подальше вкладке “Сводный отчет”. НО и там в общей куче вы не увидите в списке ваших платежей по “долгам”. Долги- отдельно от денег. Это вообще совершенно особенное понятие- “Долги”. Не займы, не кредиты, а именно литературное “Долги”, из-за которых стреляются на шпагах и которые уважающий себя гардемарин не будет светить, а спрячет подальше от своих глаз.

Зато есть огромная кнопка “Обмен валюты” и такая же “Валюты”, где по-умолчанию только рубли и баксы. Российская специфика.

Отчеты не поражают воображение оригинальностью, они, скорее, не несут никакой информации, зато если вы хотите что-то от них добиться, то их нужно понастраивать… Может чего и добьетесь… Я, в итоге, плюнул, и, чтобы понять сколько у меня останется к концу следующего месяца, если я, как паинька, выплачу все, что запланировал, достал калькулятор и посчитал.

Вообще к интерфейсу есть нарекания. Часто используемые действия редко можно выполнить только с клавиатуры, шорт-катов нет, приходится тянуться к мыши. Сама программа работает очень медленно. Если привык работать в 1С, то и клавишное неудобство и медленность(в сравнении с 1С, конечно) удивляют очень.

Как организован перенос данных с одной машины на другую, я не понял. Я попробовал сделать ЭТО с помощью “Синхронизации”. Она прошла на ура, хотя и очень мееедленно, да еще и остатки на начало не синхронизировались. И все итоговые данные оказались ненужны и вообще жизнь стала легка и проста безо всяких этих ваших компьютерных штучек. Меня это взбесило так, что пунктом “резервное копирование” и тупым копированием папки данных я не стал себя унижать и решил попробовать другую программу…

Домашние финансы

Домашние финансы- это вам не мелочь по карманам тырить. У нее есть бизнес-редакция и какой-то еще план счетов. Не смотрел принципиально, не знаю что там за план счетов, но, думается, если он идет вразрез со стандартным, то нафига он нужен. Ну да дело хозяйское.

Здесь вкладки, очень похожие на Домашнебухгалтерские, но фильтр не снизу, а сверху и его не надо включать отдельной галочкой. Нет и вкладки “Счета”, остатки на конец нужно судорожно искать по всему 19-дюймовому экрану, хватаясь за сердце среди мелких циферок и находя каждый раз в новом месте. Ибо фильтры- это наше все! Но зато есть вкладка “Сводная таблица”, ура-ура, теперь мы можем наблюдать в одной куче и стыренную сотню и кредитные платежи и вообще неясно, за что боролись.

У автора Финансов свои заморочки. При вводе записи он предлагает заполнить поле “Клиент”. Необязательное поле, но выбор термина удивляет. “Клиентом” может оказаться и ваш заемщик и магазин, где вы покупаете продукты. Еще можно ввести параметр “Проект”, который, согласно видению автора, располагается во вкладке “Долги-бизнес”. Понятия, что и говорить, неразделимые. Долги-бизнес довольно интересно организованы- тут есть и процентные ставки и выплаты и даже печать расписок. К тому же платежи можно планировать.

Программа эта мне понравилась больше, чем Бухгалтерия, по-крайней мере до тех пор, пока я не решил обновить курс доллара через интернет. Вот тут ОНО и началось… Ооочень большая табличка, извещающая о том, что все скачивается, что вот-вот и уже сейчас, появилась в центре экрана. А если переключишься в другую программу, то она не пропадает, а начинает мерзко мигать. Гадина. И так долго-долго. В 1С все гораздо быстрее и без этого пафоса. В итоге я прожку резетнул и запустил заново. Ну и не нужны мне были эти курсы вообще. Без них лучше.

Вкладкой “Планирование” я тоже решил воспользоваться. В первой подвкладке все очень похоже на Outlook. Но чтобы этот ежедневник превратить в инструмент финансового планирования, нужно залезть на сайт программы и там поискать в форуме ответ разработчика о том, как запланировать не просто напоминалку, а, скажем, ежемесячный платеж. Ибо справка очень лаконичная. В этом был даже некий спортивный элемент- суметь сделать в программе то, что тебе нужно, опираясь только на справку и интуицию.

Отчеты в ней- отстой. Они экспортируются в Эксель и там просматриваются восторженной публикой. Если снять запрет VBA в макросах. А зачем нам Эксель? Нам эксель не нужен! Диаграммы красивые, но я там нихера не понял. Шорткатов тоже нет нормальных, но хоть не тормозит. Зато есть скины! Да! Теперь, как в WinAMP и Media player и вообще в любом уважающем себя плейере, в Финансах есть скины- ура, ура! Прощается программа довольно оригинально: “Вы настаиваете на окончании работы?” Нет! Я настаиваю только на травах! Еще могу добавить, что через какое-то время начал смотреть, сколько программа стоит- оказалось что вполне приемлемые 400 рублей.

Однако потом решил я попробовать что-нибудь менее радикальное, а именно…

Microsoft Money

Да, программка на инглише, так что большинству она ни с какого боку не вперилась. Money Essentials стоит вменяемые 20 баксов, а по красоте интерфейса затмевает даже Финансы.

MS Money это совершенно отдельная песня. Она сделана для американцев, позволяет даже мониторить банковские счета он-лайн. Или, другими словами, дохренища функций, человеку, выпадающему из золотого миллиарда, совершенно ненужных. Но… Я решил сделать с ней то же самое, что и с двумя предыдущими программами, а именно ввести туда данные за пару недель, плюс историю кредитных платежей и вот что получилось…

Программе претит сваливание всего в одну кучу еще больше, чем автору Бухгалтерии. Никаких сводных отчетов в духе Журнала проводок 1С и в помине нет, все строго отдельно по счетам. Но зато счетов МНОГО. Это не просто счет в банке и счет наличности в кармане. Это еще и кредитный счет, где учитываются платежи в погашение займа и счет, где ведется учет крупной собственности и инвестиционные счета и все это в виде счетов.

Покупка недвижимости по ипотеке продумана до мелочей, сразу видно откуда ветер дует. Или, проще говоря, без бутылки не разберешь. Пришлось полазить в интернете, подучить терминологию и что эта терминология вообще обозначает. С mortgage я возился в пять раз больше, чем с Долгами и Долгами-бизнесом, но потом все считается на автомате именно так, как должно.

Интерфейс счетов к оплате сделан лучше, чем в Финансах. Не нужно листать календарь в поисках того, чего ты там себе напланировал. Сверху таблица, снизу календарь. Все очень логично и понятно. Вообще интерфейс очень красивый и удобный. Шорткаты есть, хотя сделано так, что они по большому счету и не нужны.

Отчеты- лучшие из всего, что я видел. Программа сделана как веб-сайт, а на заглавной странице сразу- круговая диаграмма расходов по категориям. Можно перенастроить, но это первая, удобно настроенная по-умолчанию, из тех, что я видел. Остальные отчеты- именно отчеты, а не замена Журналу проводок, как в Бухгалтерии, работать приятно.

Другими словами- я сейчас остановился именно на MS Money. (интерфейс затмевает мне белый свет! а-ааа!!!)

Advertisements

0 Responses to “Как я выбирал программу для учета домашних финансов”



  1. Leave a Comment

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s


%d bloggers like this: